Фев 03

Реформа образования



Если взглянуть, не посмотреть, а только мельком взглянуть в историю Российской науки, даже в этом случае сразу бросаются в глаза такие самоцветы и самородки, как Ломоносов, Ташков, Менделеев. Да и советское время славилось умами – Колмогоров, Сахаров, Ландау и много, много других. Какими именами и открытиями может похвастаться постсоветский период в науке? Вспоминаю и не могу припомнить никого. Всем известные демократы все развалили. И теперь наши бывшие соотечественники получают Нобелевские премии, как граждане других стран.

И вот вновь начинается реформа образования. Теперь господин Фурсенко решил сделать новые стандарты образования. Вот что он и иже с ним придумали:
4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).

6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.

1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.

Крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:

— объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;

— объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;

— объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни, выстраивать стратегию жизненного поведения.

И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.

Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Шлохова, Солженицына… Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт.

Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, с аккумулированным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом.
Итак, 1 февраля была поставлена окончательная точка в общественном обсуждении законопроекта «Об образовании», которое по поручению президента России Дмитрия Медведева стартовало 1 декабря 2010 года на сайте zakonoproekt2010.ru. Напомним, что новый закон призван заменить собой два базовых документа – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 гг. соответственно. Он будет содержать подробную регламентацию организации образовательного процесса на всех уровнях системы образования – дошкольном, начальном, среднем, высшем, профессиональном и дополнительном.
Вот как комментирует этот законопроект президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:
– Честно говоря, шансы, что замечания и поправки, которые представили здравомыслящие эксперты и все, кому небезразлична судьба России, будут услышаны, невелики. По большому счету, нам сейчас предлагается калька с американской системы образования – в том виде, в котором она существовала лет 15-20 назад.
Самое страшное заключается в том, что фактически предлагается перевести систему образования на платные рельсы, когда из важнейшей социальной функции государства она превращается в сферу платных услуг. Второй важный момент заключается в том, что фактически узакониваются все самые неприемлемые для российского образования вещи, в отношении которых шла жесткая критика со стороны общества на протяжении последних лет.
Речь, в частности, идет о болонской системе двухуровневого образования. Конечно, специалитет в этом законе еще остается, но хитрыми путями он, по сути, выдавливается. Следующий важный пункт состоит в том, что узаконивается ЕГЭ как единственная форма итоговой аттестации. Кроме того, ликвидируется начальное профессиональное образование. Как будто в России не нужны профессиональные рабочие руки! Наконец, практически никоим образом не прописывается, каким образом будут регулироваться нормативы оплаты педагогических работников. Т. е. учитель как был самым нищим в стране, так им и остается. Справедливости ради как эксперт хотел бы отметить единственный плюс, который я вижу в этом законе, – изменение процедуры лицензирования и аккредитации высших учебных заведений. Но это – наработка не министерства образования, а Рособрнадзора.
Теперь что касается вводимого нового госстандарта в сфере образования. Это – тоже американская калька. Этот стандарт существовал в США с начала 1970-х до начала 2000-х гг., когда он привел к полному крушению американской школы. Применение подобного стандарта образования приводит к тому, что учащийся на выпуске не способен создавать интеллектуальный продукт. У него не развиты механизмы интеллектуального мышления – то, что дает фундаментальная классическая система образования. Кто сказал, что гуманитарию не нужна математика?! Он может не любить этот предмет, но тот приводит в порядок его мышление и учит логически мыслить. Все это, так или иначе, работает на формирование личности и интеллектуальных способностей человека. Если это убрать, то человек превращается в пустого болванчика. Я много раз приводил высказывание Билла Гейтса, который в 2005 году заявил, что американская школа рухнула именно потому, что она ушла от классической фундаментальной системы образования и стала выпускать людей, не способных создавать интеллектуальный продукт.
Как известно, сейчас разработчики нового российского госстандарта предлагают ввести 4 обязательных предмета. Это ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и «Индивидуальный проект». Что такое предмет «Россия в мире», не понимает никто. «Индивидуальный проект» – это, опять же, чисто американская придумка, когда каждый ученик ставит какой-то опыт, пишет реферат на определенную тему или вообще пишет книгу… В общем, полная каша. Т. е. что представляют собой два из четырех предметов, не знает никто. Остаются только физкультура и ОБЖ. Как говорят эксперты, теперь мы будем учить детей быстро бегать и прятаться в кустах. В общем, выживать, как могут, в современных российских реалиях… Данный стандарт направлен на то, чтобы готовить бездумных исполнителей чужой воли.
Конец цитаты.
Это говорит высокопоставленный начальник, которого не хотят слушать. Так будут ли слушать простого учителя?

Удачи всем!

Veren Verus
http://www.vlna.ru
Статью можно свободно перепечатывать только вместе с именем автора и названием сайта.

Метки:  

Затвитить пост!


Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function advman_ad() in /home/vlnaru/public_html/wp-content/themes/i3theme-1-3/single.php:31 Stack trace: #0 /home/vlnaru/public_html/wp-includes/template-loader.php(74): include() #1 /home/vlnaru/public_html/wp-blog-header.php(19): require_once('/home/vlnaru/pu...') #2 /home/vlnaru/public_html/index.php(17): require('/home/vlnaru/pu...') #3 {main} thrown in /home/vlnaru/public_html/wp-content/themes/i3theme-1-3/single.php on line 31